Как бросить программировать и начать выступать
Дата публикации: 2020, 08 мая.
Год назад в одной из заметок уже писал о своем страхе выступать.

И когда предложили выступить с темой «Как перестать программировать и начать выступать», долго не думал — конечно, да! Подготовка началась с рефлексии — а почему боюсь выступлений? Одинок ли я в своих страхах? Не одинок. По некоторым источникам, 75-95% людей так или иначе страшатся выступлений. В списке фобий есть подходящие. Глоссофобия, пейрафобия и так далее.

Я сформулировал причины, из-за которых боялся. И опросы знакомых подтвердили — да, эти страхи им знакомы.

Причина 1. Зачем это мне?
Что кроме стресса получу, выступив перед аудиторией?

Причина 2. О чём могу рассказать?
Что такого уникального знаю, чтобы идти об этом рассказывать? Ничто не ново под луною. Зачем повторяться?

Причина 3. Как отнесутся?
Кто все эти люди? Как слушатели или зрители воспримут выступление? Закидают ли помидорами? Обвинят ли в непрофессионализме или назовут Капитаном Очевидность?

Причина 4. А как вообще выступать?
С чего начать в первый раз? Сколько слайдов должно быть? Как заинтересовать аудиторию? Как работать с вопросами?
Зачем это мне?
Одна из причин страха перед выступлениями — отсутствие ответа на вопрос «зачем это мне?»
Вот пять ответов на этот вопрос.

1. Личный бренд
Какими бы мы ни были экспертами, без выступлений об этом узнает разве что наша команда.
Публичное выступление увеличивает вашу известность. И может в будущем принести прибавку к зарплате. Или что-то подобное. Когда на «Лидерах России» рассказал об опыте преподавания в Высшей Школе Экономики, это добавило весу моим действиям и словам. А еще за публичные выступления иногда платят. Мой первый гонорар — 30 порций мороженого. Гигантское состояние в 90м году для семилетнего пацана.

Выступление — одна из инвестиций в вашу стоимость.

2. HR-бренд компании
Мы способны назвать пяток-другой известных компаний. Кто-то хотел бы поработать в Google, кто-то считает, что в Яндексе классные специалисты. А ваша компания в этом списке есть? Нет? А ведь HR-бренд — это важно, он сокращает затраты на найм и удержание экспертов. Найм IT-специалистов в России будет болью в следующие пять-десять лет.

Если не хотите испытывать проблем с командой, прокачивайте HR-бренд.

3. Тренировка умения убеждать
Мы постоянно что-то продаем окружающим.
Вакансию — кандидату. Новую технологию — команде. Результаты квартала и повышение зарплаты — руководству. Комочки в манной каше — ребенку. Выступление здорово прокачивает навык «продаж». Особенно выступление перед недоверчивой аудиторией. Наýчитесь быстро отвечать на неудобные вопросы перед публикой и никто вас не подловит вне сцены.

4. Обмен опытом и проверка идей
Выступление — отличное место встретить людей, наступавших на грабли, по которым вы сейчас идете. После честного рассказа о проблемах получите решение. Или дешево и быстро убедитесь, что новая идея не взлетит.

5. Гормоны
Куда ж без них.
Дофамин — прекрасный мотиватор.
Успешное выступление приносит организму всплеск гормонов, а за ними приходят положительные эмоции.
Нужно подзарядиться энергией — идите к публике.
О чём я могу рассказать другим?
Что такого знаю, чего не знают другие? Почему они будут слушать? Будут ли действовать, как предлагаю?
Плохая новость в том, что редко можно рассказать что-то действительно новое. Наверняка, кто-то уже писал о старте личных выступлений, да?

Хорошая новость — мы все разные.
И хорошо известное одним будет новостью для других. На графике сравнения кандидатов видно — знания различаются. А видите профили двух фронтендеров? Разница очевидна.
Важнее не то, о чем я скажу слушателям, а есть ли в сказанном важное лично для меня. Выступления, лишенные смысла для выступающего, тоскливы и унылы.

Если вдохновлен — это заметно. Можно заслушиваться, когда фанаты рассказывают про гольф. Даже, если ничего в гольфе не понимаешь.

Смысл рождает страсть. Страсть привлекает внимание. За вниманием идут действия со стороны слушателей. От простого информирования действий будет сильно меньше. От бесконечных слайдов-отчетов хочется сдохнуть.

Поэтому если не знаете, о чем рассказывать, найдите то, что вам важно. И после выступления кто-то разделит с вами это отношение.

Как отнесутся к моему выступлению?
Проявления этого страха — опасения «не попасть в аудиторию», переживания из-за неудобных вопросов, сомнения «поверят ли мне», «смогу ли выступить перед группой в 50..200..1000 человек».

Когда одно из опасений вылезет страх — не угадаешь.
В 2017 году выступал перед сотней-другой рекрутеров. К выступлению готовился. Но чувствовал себя отвратительно — переволновался. Еще бы — не выступление, а сотня собеседований одновременно. В 2019 году два выступления перед такой же аудиторией прошли гораздо проще.

Простой способ победить боязнь незнакомой аудитории — выступить перед знакомой. Среди друзей, коллег. В группе из 10 человек, в переговорке. Знакомые не съедят.

Еще одна группа благодарных слушателей — студенты.
Смотрят лектору в рот, ловят каждое слово. Зададут вопросы, на которые готов ответ.
О вопросах
Иногда спрашивают: «Что делать, если нет ответа на вопрос аудитории». Страх понятен — только что показывал слушателям экспертизу и вдруг застопорился. Ага, самозванец!

В таких случаях делаю следующее:
1. Переадресовываю вопрос в зал.
По реакции зрителей видно, если они сталкивались с подобной ситуацией и знают ответ. Люблю этот способ: пока за тебя отвечают, переводишь дух, собираешься с мыслями.

2. Размышляю вслух.
Вместе пытаемся найти ответ.

3. Честно признаюсь, что не знаю ответ.
Это небольно. Всего в мире знать невозможно.

Не стоит боятся хейтеров. Они будут всегда.

Хорошая новость №1: на 20 человек лишь один хейтер.
Тех, кому интересно — в два-три раза больше.
Остальным на выступление пофиг. Они убивают время.

Хорошая новость №2: можно увеличить количество небезразличных.
Если понимать цель посещения выступлений и помогать публике целей достичь.

Зачем приходят люди?
1. Люди приходят за эмоциями
Эмоции помогают запоминать. Эмоции приводят к действиям.
Дайте людям эмоции. Однажды я взял на выступление собаку. Видели бы реакцию!

2. Люди приходят за пользой
Узнать о новинках. Получить новый инструмент. В крайнем случае — скидку или подарок

Дайте слушателям эмоции или пользу.
И перестанете бояться. Люди друг друга не едят. Ну, почти.
С чего начать подготовку?
Есть, что рассказать, понимаю зачем, понимаю кому. Но как?

Только кажется, что состряпать слайды и рассказать их — плёвое дело.
Если б так было просто, не было бы тысяч унылых презентаций с нечитаемыми слайдами и засыпающими слушателями.

Чтобы было полегче, при подготовке я использую двухструктурный подход.
Структура 1 — общая структура выступления.
Это ответ на три вопроса: «Что хочу рассказать», «Кому хочу рассказать» и «Как буду рассказывать».

Что хочу рассказать — мои явные и неявные цели; действия, которые жду от слушателей; тезисы.
Неявные цели — что еще хочу от слушателей? Может быть, ненавязчиво прорекламировать продукт?

Кому хочу рассказать — соцдем + занятия + интересы аудитории; какие примеры будут ей понятны, какие вопросы возможны от этой аудитории. Одно и то же можно рассказывать сотрудникам, руководству и клиентам. Но оформление, примеры и подача будут разными.

Как буду рассказывать — структура рассказа, какую историю или истории я положу в основу, как тезисы отобразятся на слайды, как буду подчеркивать акценты, как представлюсь, как побужу к действиям.
Структура 2 — структура самого рассказа.

Чаще всего использую два варианта структуры.
Проблема → процесс ее решения → результат
Проблема → выбранное решение → аргументы в его пользу

Можно и другие варианты, но на эти два хорошо накладываются истории из жизни.

Структура рассказа и истории из жизни позволяют не смотреть на слайды во время выступления.
Это удобно.
О слайдах
1. Меньше текста и цифр.
Никаких «5-7 предложений по 5-7 слов». Люди не читать приходят, а слушать. Или смотреть на спикера.
Цифры на слайдах — это сложно для слушателя. Чем их меньше на слайде, тем проще слушателю воспринимать выступление.
Нужна цифра — оставьте одну или две на слайд.

2. Один слайд = одна мысль.
Не три разных мысли. Одна. Слайды ничего не стоят, они бесплатны.
Кто говорит, что 1 слайд надо рассказывать 3 минуты, тот ничего не знает про удержание внимания.
Презентации из 50 слайдов можно рассказать за 15 минут.

3. Акценты — это важно.
Представьте, что презентацию будут смотреть без вас. Акцент в предложении "будут смотреть без вас" можно поставить на четыре слова и смысл фразы будет разным.

Картинка для привлечения внимания или для эмоции — акцент. Выделение цветом одного-двух слов из предложения — акцент.
Размер цифр при сравнении — акцент.
Итак, чтобы побороть этот страх, достаточно разобраться с целями выступления, определить структуру рассказа и понять, кто будет слушателями.
Как выступать?
Как запомнить рассказ, что делать перед выступлением, как вести себя на нем.

Чтобы не забыть рассказ, нужно:
а) Сделать из повествования историю. Сторителлинг сильно помогает двигаться по сюжету.
б) Прорепетировать хотя бы раз.

Я не люблю репетировать долго.
Несколько репетиций по полчаса — огромная трата времени. Особенно, если с темой выступать лишь раз.
Но хотя бы раз рассказываю вслух — для понимания тайминга.

Репетиции перед зеркалом не практикую. Знакомые девушки-спикеры рассказывают, что иногда забывают, зачем встали перед зеркалом. И начинают поправлять внешний вид.

Иногда я репетирую перед собаками. Один из моих псов явно понимает всё сказанное. И явно не со всем согласен.
Но даже если выступление отрепетировано несколько раз, не всё зависит только от себя. Иногда вмешивается техника.

За годы выступлений чего только не было:
- Не распознавалась флешка с презентацией
- Организаторы включали старую версию презентации
- Не работал кликер
- Не работал микрофон
- Формат проектора и формат презентации не совпадали.
И много-много других неприятных вещей.

Поэтому на выступлениях у меня с собой собственный кликер, запасные батарейки к нему, презентация в двух форматах (pptx, pdf), в двух размерах (4:3, 16:9). Презентация на флешке и в почте. Громкий голос. Чтобы быть готовым к любым инцидентам. И не переживать, если что-то пойдет не так.
Репетиции и подготовка к сбоям техники сильно снижают волнение. Физиологическая причина волнения — адреналин.

Высокий уровень адреналина можно снизить упражнениями:
- спокойное дыхание. Вдох-выдох, вдох-выдох, минуты три.
- физические упражнения. Конечно, не на 140 ударах пульса.
- обнимашки со знакомыми или организаторами. Дружеская поддержка успокаивает. Знакомые глаза напротив — лучшее средство против страха.

И конечно, положительное подкрепление.
Лучше запоминать только хорошие моменты с выступлений, не зацикливаться на том, что пошло не так.
Неработающий кликер, каверзные вопросы — это мелочи. А вот шутки, на которые среагировал зал; множество вопросов, показывающих интерес к докладу; пёс, помогавший выступать — вот это всё круто успокаивает нервы и позволят раз за разом выходить на сцену. И побороть все страхи.

Но если не выступить хотя бы раз, то страхи не поборешь. Только практика, только хардкор! Выступайте!